Публикация в журнале «Русская галерея — XXI век»

Русская галерея — XXI век

Журнал «Русская галерея — XXI век», №4 — 1018г.

 

 

Живописные импровизации Евгения Клюева

 

Творческая вариация, интерпретация, нарушение, пусть даже самое незначительное, и есть начало нового. Молодой новосибирский художник Евгений Клюев совсем недавно начал свой путь в мире живописи. Будучи самоучкой, он часто выступает в роли новатора, поскольку, нарушая правила классической живописи, вовсе не порывает с традициями, но обновляет их.
Евгений родился в Киргизии, в солнечном городе Фрунзе. Ещё со школы проявлял тягу к изобразительному искусству. Однако впервые взял в руки кисти всего несколько лет назад, уже после переезда в Новосибирск. Решение купить масляные краски и холст пришло спонтанно. Вместе с тем, само желание писать картины всегда незримо присутствовало в жизни автора: порой смотря на закат, оттенки неба, облака он представлял себе, как можно получить тот или иной цвет, какие пигменты необходимо смешать, как краска должна лечь на холст. Это его вдохновляло. Картина «Маки в горах» стала отправной точкой творческой деятельности Евгения, за ней последовали и другие полотна. На данный момент кисти Клюева принадлежит более сотни работ. Он регулярный экспонент городских и региональных выставок, также на его счету несколько персональных экспозиций.
Можно сказать, что Клюев мастер живописных импровизаций, в которых продуманная, выношенная идея автора органично соединяется с блистательной вариацией исполнителя, а напряженная творческая мысль органически сочетается с раскованностью, пластичностью и экспериментаторством. Сюжеты картин обычно рождаются в процессе их создания: художник старается не загадывать и предпочитает не знать, что именно он будет писать, всё приходит, как бы само собой. Пожалуй, кроме городских пейзажей и немногих других работ, все остальное — полёт его творческой фантазии. Именно цепкая визуальная память и богатое воображение позволяют Евгению раз за разом воспроизводить образы морских фрегатов или причудливых горных хребтов.
Евгений обращается к традиционной станковой живописи, пытаясь найти свой ход и решение каждой темы или сюжета, избегая стандартного подхода и не утрачивая при этом технически-декоративных качеств материала. Реалистическая, достаточно традиционная манера письма подкупает серьезностью, с которой художник относится к окружающему миру. В то же время Евгению удаются и чисто декоративные композиции, характерные условно-обобщенной красотой цвета. Но и в том, и в другом случае за видимой простотой пятен и форм обнаруживается неустанный поиск новых пластических приемов. Хороший рисовальщик, он в тоже время умеет обуздать линию, и она не довлеет над гармоничным сочетанием множества колористических нюансов, в которых бьется его сердце романтика.
Важный этап работы автора отмечен находками в области выразительных возможностей материала. Искрящаяся как снег в зимний солнечный день фактура полотна «К вершине», или мерцающая тайной матовость «Лукоморья», или же четкая, ясная поверхность «Жемчужного залива» — выполненные и одушевленные рукой самого художника, являются не результатом формального эксперимента, но напряженного диалога авторской мысли и игры, направленных на создание определенного образа и настроения.
Молодой автор только начинает свой путь в искусстве живописи. Очевидно, что, следуя своему истинному призванию, он чувствует себя счастливым человеком. «В этом мире я пишу свой огромный холст, под названием «жизнь». День за днём, фрагмент за фрагментом, полотно переплетается различными нитями, соединяет людей, события, время, наполняется новыми красками, сюжетами и декорациями. Эта самая главная картина для меня, стараюсь писать её достойно и со смыслом», — рассказывает художник. Интересно, что работы Евгения нравятся всем — и эстетствующим знатокам искусства, и неискушенной публике. Редкое явление, свидетельствующее о высокой степени творческой одаренности. Художнику присуща масштабность почерка, поэтому, решая даже кажущиеся обыденными темы, каждый пейзаж или натюрморт он поднимает до глубокого и целостного обобщения. Кроме того, полотна Клюева создают вокруг себя свою особую атмосферу: незамутненную, светлую и доброжелательную.

А. С. Епишин,
кандидат искусствоведения,
член Союза художников России, член АИС (Ассоциация Искусствоведов)